Хотелось бы начать с того, что основной ошибкой менеджеров в диалоге является отсутствие конкретики. Нужно понимать, что наши клиенты это занятые люди, которые не хотят чтобы мы впустую тратили их время, поэтому нам нужно максимально сжато и структурировано вести диалог. В ином случае, мы получаем только негатив и отсутствие интереса, и как следствие минимизируем шанс продажи. Сегодня мы обсудим инструмент, который поможет этого избежать.
Итак, чек лист (на русском языке — контрольный список) это инструмент, позволяющий максимально продуктивно вести диалог с клиентом. Он представляет собой заранее подготовленный список пунктов, которые нам необходимо проговорить.
Давайте разберём ситуацию на примере холодного звонка.
Цель холодного звонка — составить подробный портрет клиента, для того чтобы понять, насколько он нам интересен в плане сотрудничества и как выстраивать дальнейший диалог. Важнейшим этапом в данном случае является выявление потребности.
Предположим что наш клиент это торгующая организация. На этапе изучения сайта мы выяснили, что у них есть задвижки, отводы и фланцы. Наша цель — выявить наиболее актуальную и сделать на ней акцент.
Чек лист в данном случае будет выглядеть примерно таким образом.
Контакт и выход на ЛПР | Уточнить кто занимается закупками данной номенклатуры. | V |
Выйти на ЛПР. | V | |
Выявление потребности |
Уточнить наиболее актуальные позиции (Например: увидел у вас на сайте отводы, фланцы, задвижки, что из этого для вас наиболее актуально?) | V |
Какую продукцию предпочитают? РФ или Китай и с чем это связано? | V | |
Как проходят закупки (На склад или под клиента?) | V | |
О каких объемах идет речь? | V | |
Как часто закупаете данную продукцию? | V | |
Что для вас наиболее важно при выборе поставщика? | V | |
С кем работают на текущий момент? | V | |
Презентация | Проговариваем наши преимущества на языке выгод для клиента исходя из полученной информации при выявлении потребности. | V |
Отработка возражений | Отработка возможных возражений (Например далеко, дорого и т. д. С вариантами отработки вы можете ознакомиться в соответствующей лекции) | V |
Завершение диалога | Уточнить есть ли актуальные потребности? | V |
Как давно была последняя закупка? | V | |
Получить заявку (Актуальную, пробную, либо предыдущую закупку для сравнения цен с их текущим поставщиком) | V | |
Обменяться контактами. | ||
Договориться о следующем шаге. |
Вы спросите, а зачем мне этот список? Я и так всё знаю. Его суть в том, что при выполнении каждой задачи вы должны фиксировать это в соответствующем поле, чтобы наглядно видеть, что еще вам необходимо проговорить, т. к. на практике клиент может уводить диалог в сторону и сбивать вас с мысли, после чего он превращается в бестолковое выпрашивание заявки, либо малоэффективную презентацию, а этот список позволит вам в любое время направить его в нужное русло и занять сильную позицию. Это поможет вам не только получить максимум необходимой информации, но и выглядеть более экспертным в глазах клиента, а это очень важно, т. к. в таком случае вас будут слушать и слышать. Залог успеха в продажах заключается в том, чтобы вы могли в первую очередь продать себя как специалиста и нашу компанию, т. к. вы являетесь её лицом. Чтобы клиент был ориентирован не на разовую сделку, а заинтересован в долгосрочном сотрудничестве.
Напомню, что чек лист не имеет определённого шаблона и может меняться в зависимости от цели звонка и вашей модели ведения диалога. Например, при повторном звонке мы можем уточнить ознакомился ли он с нашим предложением, проговорить цены в телефонном режиме, попробовать сделать акцент на другой позиции, либо получить реквизиты для выставления счёта и т. д. Всё это мы фиксируем в удобном нам формате и следуем алгоритму, что позволит нам выстроить диалог максимально эффективно.
Чек лист можно и нужно использовать не только в диалоге, но и в планировании своего рабочего дня. Многие из вас когда-либо записывали в ежедневник поставленные задачи. Например, выставить счёт, заказать транспортную компанию, связаться с клиентом, отправить почту и т. д. Согласитесь, это гораздо удобнее чем держать всё в голове, т. к. работа менеджера подразумевает собой большую многозадачность.
Подводя итоги хотелось бы отметить, что продажи это алгоритм, то есть последовательность действий, следуя которым вы будете добиваться максимальных результатов. И используя такой инструмент как чек лист, ваша результативность может увеличиться в разы.